Ситуация с бензином в Москве может выйти из-под контроля.

Независимые операторы столичных автозаправок жалуются на отказ Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) продавать им высокооктановое топливо. В итоге они вынуждены повышать цену на литр АИ-95 до 34 рублей, а что будет дальше – эксперты боятся даже предположить.

С данной проблемой автозаправщики столкнулись в начале сентября, отмечает «МК», при этом на плановый ремонт МНПЗ закрывается только 21 сентября, то есть в настоящий момент производство топлива идет и, по мнению независимых операторов, предпосылок для ограничений в поставке бензина нет. Но ограничения все же присутствуют, и в связи с этим ряд АЗС вынуждены закупать топливо на Ярославском НПЗ, что, отмечает газета, и сказывается на розничной цене.

Информацию о происходящем предоставил представитель одного из независимых операторов АЗС, а таких в Москве 35% от общей числа заправок, пожелавший остаться неизвестным.

По его словам, с 1 по 5 сентября этого года МНПЗ без объяснения причин отказывал в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98. «Эта ситуация, подогреваемая новостями о скорой остановке завода, не могла не отразиться на биржевых ценах на топливо. Сегодня тонна АИ-92 стоила 33,7 тыс. рублей, а тонна АИ-95 — аж 38,5 тыс. Плюс доставка из Ярославля 900 рублей и перевалка 400 рублей за каждую тонну. Покупная цена 95-го для нас оказалась 30,6 рубля за литр. С учетом налогов, зарплат сотрудникам и прочих расходов мы вынуждены устанавливать цену в рознице на уровне 33–34 рублей», - приводит «МК» слова своего источника.

Он добавил, что эта цена, само собой, неконкурентоспособна, и клиенты попросту будут заправляться на АЗС, которые принадлежат нефтяным компаниям и могут держать цену ниже 30 рублей за литр. Поэтому, если ситуация не изменится, речь идет не о подорожании бензина в Москве, а о вынужденном закрытии трети заправок столицы, которые будут простаивать.

«МНПЗ, хоть пока и работает на полную мощность, видимо, уже решил делать некоторые запасы, что означает ограничения в продаже топлива для АЗС. Естественно, в первую очередь это касается независимых игроков рынка», - объяснил «МК» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

А что начнется после остановки МНПЗ 21 сентября, эксперт не может даже предположить. По его мнению, ситуация может выйти из под контроля: «Честно говоря, на этот случай у меня вообще нет готовых рецептов. МНПЗ в месяц производит примерно 150 тыс. тонн бензина — все это для московского рынка. После остановки завода эти объемы придется возмещать регионам. Как это будет осуществляться, я себе плохо представляю».

Впрочем, на самом МНПЗ, который обеспечивает около 40% потребностей столичного региона в топливе, в будущее смотрят с оптимизмом. В ответ на предположения ряда аналитиков о том, что стоимость топлива в связи за прекращением производства на время ремонта оборудования может возрасти на 2-2,5 рубля за литр, а также вероятен топливный дефицит, они отмечают: во время проведения ремонта Московский НПЗ не будет прекращать работу, даже объемы производства не планируется сокращать.

В пресс-службе завода «Газпромнефть – Московский НПЗ» также пояснили: чтобы компенсировать нехватку продукции, «Газпромнефть» в настоящее время формирует резервные запасы нефтепродуктов для обеспечения потребностей рынка Московского региона в период проведения ремонтных работ.

Напомним, в конце июля 2012 г. Минфин предложил пересмотреть акцизную политику государства в отношении производителей качественного топлива (речь, в первую очередь, идет о бензине класса евро-4 и евро-5). Данной корректировкой Минфин намерен минимизировать потери из-за постепенного отказа от производства низкокачественного топлива, которое облагается более высокими акцизами.

Повышение акцизных ставок в начале года предложил Комитет Госдумы по транспорту. Причем речь шла о серьезном подорожании. В частности, глава комитета Евгений Москвичев отметил, что цена акциза на ГСМ должна составлять не 3 рубля за литр, а 7-8 рублей.